19:00 

Двое и смерть. Записки читателя.

Пламя Таннэк
Нам необходимо Искусство, чтобы не умереть от Правды. (с)
Мой труд завершен!!! :hash2: :jump2::dance::lalala:
:pozdr3:

У мистера Холмса сделался восхищенно-азартный вид:
— Вы мне великолепно подходите! Еще и Афганистан! Определенно!
— Как вы догадались про Афганистан? — поинтересовался я с любопытством.
— Мешочки и куриные перья! Ранение! Врач! Ищете, с кем на пару снять квартиру! Скудное финансовое положение! Ну же! Что еще, по-вашему, я должен был предположить?
Я подумал, что предположить можно было что угодно, но от комментария воздержался.
(с)


За один этот диалог ДиС можно любить всем своим мозгом - сердце всего лишь гоняет кровь, ему такие сложные дела не доверишь. :inlove: Диалог, который заиграет только при знании сюжета, ружьё, которое выстрелит.
И ещё чудесная шутка для "своих", знакомых с шерлокианой. Этих шуток в Дис достаточно - как дружеского подмигивания - "мы-то знаем, к чему это". Не знаю, как читается ДиС не шерлоканутым - но, думаю, понятно будет и без знания вселенной - в конец концов, мало найдётся людей, кто не знают, кто такие Шерлок Холмс и доктор Ватсон, а большего не потребуется. :read:

Начнём издалека. Насколько легко вспомнить произведение, в котором нечеловеческий народ был именно другим, со своими обычаями, мировоззрением, а не - населены осознавшими свой разум и обретшими душу роботами, которые умрут в следующей главе?
Причём я говорю не о плохих книгах - хорошие, интересные, умные произведения или просто хорошие и веселые, но если из-за них развяжется космическая война, немного инопланетян можно будет понять.
Поэтому одна из причин, за которые я очень люблю ДиС - это хао. С них всё началось, так что будем придерживаться хронологии.

Хао не люди - не хуже, не лучше, просто не люди. Не пародия на нравы человечества, не шутка ради забавной или драматичной сцены, и не "бог-из-машины", пинающий героев по сюжету. Они настоящие, живые, и я искренне наслаждалась их легендами, которые участвуют в сюжете почти как отдельные персонажи, и старалась представить образ жизни хао и их самих. Что получилось, изложу ниже.

Ужасное предупреждение для нервных беременных детей.
Хао двуполы. По настоящему, в тексте, в легендах, в сказках, в психологии, как часть сюжета. Подождём, пока сбегут все, кто боится таких страшных слов, и биологического разнообразия в всего лишь какой-то бесконечной Вселенной, и продолжим.

Где-то на одной планете, где небо отражается в воде, ты отражаешься в небе, небо отражается в твоей душе (с) - живут хао. Они ловят рыбу, живут в продуваемых хижинах, охотятся на змеев да-хио, пьющих их кровь... если, конечно, не строят космический корабль или исследуют Вселенную и создают передовые технологии. Тогда хао, конечно, не до ловли рыбы.
Мир контрастов. Предельных контрастов, как если бы посреди некого института, где занимаются самой передовой наукой, жила деревня времён до изобретения письменности - люди-то с деревьев слезли давно, мыслят, говорят, предположим, с учёными на одном языке... но думают, думают обе стороны по-разному. И живут. И правильным считать могут разное.
Яркий мир, зеркальный - ты видишь всех, все видят тебя и себя тоже видишь - в небе, в воде, в чужих глазах.


То, чего не могло случиться в принципе: хао, занимающиеся биологией, химией, ракетостроением. Представляешь? Лодочки, рыба, да-хио и — космические корабли. Но предки живы. И живы. И живы… В тебе. Всё еще. И ты исследуешь какой-то синтез чего-то, а в это время предок приказывает тебе идти за горизонт. Или поставить лодку на прикол, когда ты этих лодок в жизни не видел… (с)


Голос предков - не повальная шизофрения, а бессмертие. Да, вот такое. Хао - генетически бессмертны, сознание умерших сохраняется в памяти всех ещё живых хао - пусть специалисты по бессмертию поправят меня, если я описала это плохо.
Ну или сами хао. Вариант автора не предложен, потому что, в отличие от всех вышеупомянутых, она ближе всех.

Кстати, о смерти...

— Мой народ всегда со мной, и я — со своим народом. Я всегда буду видеть глазами своего народа, и слышать ушами моего народа, и познавать небо с моим народом. Поэтому ты, смерть, не заберешь меня, хао, одного из рода хао.
Тогда смерть отпрянул и зашипел:
— Пусть не сейчас, но я настигну тебя, хао, когда ты уплывешь далеко от своего народа и останешься один.
— Такого не будет никогда, — ответила хао. — Клянусь.
— Я буду ждать тебя всегда, хао, — пообещал смерть, скрываясь.
С тех пор смерти нет для хао, который жив со своим народом. До конца времен. (с)


Я говорила, что обожаю легенды хао? Да, это второй раз.

Мне кажется, именно бессмертие прошлого и предков, и объясняет такой... категоричный прогресс в обществе хао - люди тоже не всегда любят перемены, даже если они к лучшему, они сменили дырявыый асфаальт моего детствааа! :nun::weep2: , что уж говорить о тех, кто увидит все перемены, что произойдут после и имеет возможность влиять на них.

Из не записанного Ш-и-о, одним из хао
Сказка про горизонт за холмами
Хао живет в хижине. Каждое утро оно идет по небу и плывет по небу, и в небо закидывает сети. Потом он подымает лицо к небу и щурится. Иногда она вытягивает с сетями рыбу, иногда — да-хио, и тогда борется с ним. Побеждает. Рыбак живет в низине в круге холмов и никогда не видит горизонта. Из её деревни ушли остальные хао — переселились в большие удобные дома. Рыбак осталась. Если уйдет и он, то кто будет ловить рыбу и бороться с да-хио?(с)


В общем, если вас когда-нибудь интересовали вопросы, как это - когда голос предков в голове может возмутиться вашим образом жизни или рассказать вам о том, как пра-пра-пра бабушка дралась со злобным демоном - то хао могут поделится опытом.

— Не то. У нас нет моделей, и нет выбора в рамках моделей. Я много думал. Смерти нет. Но жизни нет тоже. Твои предки живут вместо тебя, пока ты… Наверно, ты наблюдаешь, пока они живут в тебе. А чтобы зажить по-настоящему, нужно умереть… прекратить физическое существование… перейти… Симбионты и паразиты. Но пока ты жив, перед тобой всегда какая-то сказка наяву, когда вместо тебя кто-то большой и мудрый ведет тебя невесть куда. (с)


Не слишком обнадёживающе... Но никто не говорил, что бессмертие - приятная штука, ведь так? Кстати, это бессмертие в отличие от многих остальных в других произведениях... не привлекательно. Просто снова о разбитых штампах, дайте насладится! :hash2:

Всё, обещаю, это была... предпоследняя шутка о разбитых штампах.

Летим дальше на корабле хао мимо Земли. Приготовьте спас-капсулы(да, корабль разбился, нет, это не мешает мне наслаждаться отсутствием штампов - уже кораблю разбиться нельзя, на чём в космос летать тогда?) и вместе с Джонатаном приземляемся в Афганистане, а с Шерлоком в цирке. Впрочем, ненадолго - они оба сбежали, мы давайте за ними.
Шерлок попадёт в семью Холмс - к неплохим людям, которые почти все сразу забыли, что у них был только один сын, а не два. Лишь Майкрофт помнит, что у него не было брата и поняв, что происходит, пытается узнать с какой планеты прилетел Шерлок - безуспешно... кто он такая - безуспешно, и что со всем этим делать - чуть более успешно, он всё же Майкрофт!

Вайолет Холмс внезапно подумала, что ребенок необычный. Потом мысленно поправилась — сын. Сын необычный. Мой сын. А потом вспомнила — его зовут Шерлок. Ну конечно, как сыщика. (с)


Ещё Майкрофт любит Шерлока... не только братской любовью. До ксенофиили не дошло, но хотелось. Каюсь, меня это сначала смутило - как человека, не как читателя, - но в мире произведения Майкрофт и Шерлок - не братья, так что это дело исключительно вкуса и привычки, и ни в коей мере не относится к недостаткам ДиС. Кто-то любит инцестную тему, кто-то равнодушен... вернёмся к сюжету - я тут его проспойлерелю не весь и не полностью, если что.

Тем временем у Джонатана... не всё так хорошо.

Я жил тогда в грязной семье с десятью детьми — одиннадцатым, питался какой-то отвратительной бурдой, бегал босиком и очень быстро сообразил, что англичанином быть как-то приятней. Пол я выбрал тогда же: видел, как отец избивает мать. Не понравилось. Смотрел-смотрел, аж насмотрелся. И отправился поиграть под окнами посольства. Стать голубоглазым и светлокожим особого труда мне тогда не составило. Я был так перепуган, что перетекал в день раз по пять, а мои приемные родители, к счастью, были слеповаты и не особо внимательны. Кажется, они не различали даже собственных детей. Я их, впрочем, тоже не различал. Все человеческие дети казались мне одинаково пугающими и ужасающе шумными. (с)


Планета ему не нравится, да. Никакого восхищения травой, деревьями, человечностью, сверкающей в окружающих инопланетянина собаках людях, даже если инопланетянин высадился в безлюдной пустыне. И безсобачной.
Взгляд Джонатана не делает неосознанную скидку Земле и человечеству. Это мнение того, кто в первый раз видит нашу с вами планету. Он не знает, что "всё не так" , "не у всех и не везде", "это временно из-за недостатка ресурсов в странах третьего мира". Я не говорю, что наша планета очень ужасное место - но это не отменяет того, что на ней происходят плохие вещи, которые мы не всегда осознаём. Все знают, что дети в Африке голодают, мало кто понимает, что на самом деле. И Джонатан смотрит на ситуацию практически - его осуждение определяет его действия, а чёткое осознанное мнение, как мне кажется, сформировалось потом, когда он смог посмотреть на ситуацию со стороны.

И именно Джонатан скажет одну из самых человечных фраз в рассказе, и пожалуй, самую лучшую, по моему мнению, фразу о милосердии вообще:

Расскажите про женщину, убившую мать — она будет Электрой. Или детей — Медеей. Или просто убийцу — получится леди Макбет. Мужчина, задушивший жену, станет Отелло, юноша, убивший отца, — Эдипом. Всё просто. У людей на всё есть свой типаж. Будто типажи что-то объясняют.
И, может, Шерлок прав — неинтересно.
Неправ он в другом — нельзя так. (с)


Спойлерить сюжет дальше не хотелось бы - впрочем, это сделал ещё до меня сэр Артур Конан-Дойль - Джон-Джонатан конечно вернётся в Афганистан, получит ранение и будет искать в Лондоне квартиру. И конечно, его друг Майк познакомит его с гениальным Шерлоком Холмсом. И даже расследования будут... почти такими же.
В общем, кто-то может меня упрекнуть, что произведения с прописанными инопланетянами есть, а про то, как гениальный детектив и его друг, расследуют преступления, написано очень много хороших и плохих книг - чем именно так выделяется ДиС, кроме хорошего стиля?

Я считаю это произведение очень глубоким и гениальным. И вот почему.

Родитель не слышит. Родитель не знает.
Родитель ушёл.
Первый шаг. (с)


Шерлок и Джонатан, отрезанные от остальных хао, будут вынуждены, даже если не захотят, создать только Свои личности. Выбрать свои лодки - вернее, понять и решить, нужны им вообще лодки. Выбрать убеждения, выбрать людей, которые будут нравится и не нравится; выбрать, кого ненавидеть, выбрать, кого любить - в совершенно чужом им мире, даже если он не всегда враждебен. Это будет грустно и забавно, это будет так по человечески, что можно забыть, что герои когда-то прилетали с другой планеты - важно ли это? Лишь бы человек был хороший, подумаешь, что оно хао!

И это будет история о человечности, без привязки именно к человеку. История о чувстве, которое мы ошибочно считаем присущим лишь себе, но оно пожалуй, вселенское и это очень хорошо.

История о взрослении, о том, что, конечно, замечательно любить кого-то и быть рядом, но если однажды не "уплыть слишком далеко", не получится обрести себя и не узнать, хочешь ли вернутся. И это не выбор - корабль разобьётся, хао полетят к звёздам, плохие вещи случаются независимо от наших действий, - это течение жизни и смерти.

Я есть.
Я уплыл слишком далеко от родины. Туда, где голоса предков почти беззвучны.
Мысленная пауза на месте слова, которое должно было быть сказано.
Немая пустота. (с)


Невозможно сказать, точно ли описана психология и жизнь инопланетян, да и они сами, - но можно увидеть в них и в нас, - правдивую и замечательную историю, которую стоит прочесть и решить, что она для тебя.
И закончу обзор вот этой цитатой)

Из заметок в блокноте др. Дж. Уотсона
Дело о серебряном колокольчике. Похищено украшение с выставки. Витрина не вскрыта. Холмс лезет под витрину, шарит там с минуту, потом аккуратно вынимает днище. А после говорит, что сам же оформитель выставки и инсценировал похищение ради страховки.
Дело о голубом банте и шпице. Потерялась собачка. Породистая настолько, что те невесты с Бала ей и в подметки не годятся. Остался один голубой бант. Но вот в чем проблема: бант собачке не принадлежит. Подозреваемых трое: сосед, коллега по клубу собачников, почтальон. Холмс заявил, что сосед не может быть похитителем, поскольку хромает, коллега по клубу имеет совершенно надежное алиби, а почтальон не настолько развит, чтобы разбираться в собаках. А потом приводит за руку девочку лет двенадцати, с голубым бантиком. Ну и песика приносит. Пёсик к детективу липнет и ластится.
Дело о погибшем альпинисте. Что характерно, погиб альпинист в метро. Но в полном снаряжении и в полукилометре от ближайшей станции. Оказалось, дурацкое пари. Не убит, просто неосторожность. Холмс выяснил это по монетке, зажатой у мертвого в кулаке…
Чертовски хорош. Но почему меня все это не удивляет? Почему мир по-прежнему пресен? (с)



@темы: Записки читателя

URL
Комментарии
2017-11-28 в 10:02 

Anka_Marsiannka
Спасибо!
Прочитав "Двое и смерть", я так и не смогла оформить хоть что-то осмысленное из мешанины внутри. Вы — смогли, приобщилась с удовольствием. Отличная вещь.

2017-11-28 в 14:59 

Пламя Таннэк
Нам необходимо Искусство, чтобы не умереть от Правды. (с)
Anka_Marsiannka, спасибо, я очень рада это читать) :shy: ДиС достоин того, чтобы его хвалить, цитировать, восхищаться и нежно любить - и я старалась всё это сделать)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Led Adesu

главная